Один из американских режиссеров весьма заинтересовался спецэффектами связанными с полетом пепелаца и на полном серьезе предложил Данелии создать спецэффекты для его картины. Скажу от себя, как автора этой статьи, я пытался найти имя этого американца, но все источники упорно молчат, описывая лишь случай. Предположу, что это был Роджер Корман, с которым часто общался советский режиссер.
Так вот, наш режиссер решил пошутить над американцем и сказал, что в фильме собственно нет спецэффектов, просто военные дали для съемки гравицапу и ее поставили на декорацию пепелаца, после чего она стала летать. И посоветовал обратиться к советским военным, так как это их разработка. Возможно, это тайна и он не хочет её нечаянно выдать став шпионом. Сказал и забыл.
Но американцы люди упорные. Если их послали, идут туда, чтобы лично убедиться. Он действительно позвонил в Министерство Обороны СССР с просьбой помочь в съемках, предоставив гравицапу. Проблемы с пепелацей и гравицапой у КГБ возникли еще в процессе подготовки к съемкам фильма. Возведенная в Москве футуристическая конструкция была отправлена к месту съемок в Среднюю Азию по железной дороге.
Но груз со странным названием «пепелац» так и не прибыл в Каракумы. Тут стоит только догадываться, по ошибке или благодаря американским спецслужбам, решившим изучить, что там русские придумали и выдают за какой-то пепелац с гравицапой, но найти объект железнодорожники так и не смогли. Тогда пришлось подключить КГБ СССР, которые обнаружили их в самой далекой точке, Владивостоке.
Поэтому вы представляете, какой эффект произвела шутка Георгия Данелии, после звонка американского режиссера.
— Вы что дурака валяете, уважаемый режиссер! – в резкой форме сказали Георгию, на том конце телефонного провода из КГБ. К счастью, все закончилось без последствий как для советского режиссера, так и для международной обстановки.
PS. Не знаю, насколько правдива эта история «про гравицапу и пепелац», но по сети Интернет ходит она уже достаточно давно.